Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Ребенок и коипьютер

 Ребенок и компьютер

          Многие конфликтные ситуации школьного возраста – идентификация себя с определѐнными типами людей, страх отвержения, выбор личностного сценария –подростку удаѐтся решить при помощи компьютерной игры или интернет-активности.  Опыт наблюдения и лечения подростков с ПК и интернет-зависимостями, который имеется у сотрудников государственного научного центра социальной и  судебной психиатрии им. В.П. Сербского Росздрава Н. Вострокнутова и Л. Перегожина показал, что онлайн-коммуникация имеет деперсонифицирующий  эффект, т.е. даѐт возможность ребѐнку присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него, оставаться незамеченным. Такая коммуникация в режиме реального времени позволяет менять имена и роли, создавать разные виртуальные образы. У ребѐнка возникает потребность в такого рода самореализации, что очень часто приводит к зависимости. В результате подросток с зависимостью от ПК-игр и он-лайн общением с друзьями по сети становиться проблемным ребѐнком для семьи. Бесцельное времяпровождение вызывает озабоченность у родителей. Сам же подросток, как правило, убеждѐн, что никакой зависимости у него нет. Веские аргументы об увеличении времени на игру, о смене настроения вне игры вплоть до скуки и пустоты, постоянное желание бросить всѐ и вновь начать играть, почти полная утрата интересов к семейной и школьной жизни, снижение учебной успеваемости –всѐ это не имеет для него определяющего значения.

Спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребѐнка сферах жизнедеятельности и основные расстройства возрастного психического развития.

Семья:

  • отклонения в семейных взаимоотношениях;
  • материнская депрессия;
  • излишняя тревожность родителей;
  • неопределѐнность родительских требований;
  • постоянные внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребѐнка;
  • противопоставление родительских и семейных ценностей ценностям ребѐнка.

Школа:

  • учебная неуспешность и конфликты с учителями;
  • частая смена школ в связи с конфликтными ситуациями;
  • неприятие одноклассников;
  • экстернатное обучение. Межличностные отношения:
  • отвержение сверстниками;
  • привлекательность и давление субкультуры ПК-игр и онлайн-общения;
  • вовлечѐнность в виртуальное сообщество с принятием его ценностей, языка, отличительных знаков. У таких подростков имеются отдельные характерные признаки психических расстройств:
  • появление задержанного развития;
  • личностный инфантилизм;
  • расстройства привязанности;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • аддиктивное поведение;
  • расстройства научения, определяющие своеобразие интеллектуального развития (дислексические проблемы при хороших компьютерных навыках).

Признаки зависимости с характерными особенностями психического состояния:

  • поглощенность общения с друзьями по сети;
  • сверхценное отношение к ПК-играм;
  • изменение эмоциональности подростка. Возникновение восхищения, радости, досады в игровом пространстве и утрата чувств удовольствия любознательности вне игровой ситуации;
  • снижение познавательной активности и мотивации в ситуациях, не связанных с компьютерными играми;
  • избирательные расстройства научения (проблемы дислексии, пространственной ориентировки);
  • инфантилизм, как личностная незрелость;
  • расстройства сна, боли и напряжение в мышцах.

Основные признаки инернет-зависимости:

  • чрезмерное, ничем не мотивированное злоупотребление временем работы в сети, не связанное с профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью;
  • использование Интернета как преобладающего средства общения;
  • создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далѐких от реальных характеристик;
  • влечение к интернет-играм и создание вредоносных программ

Все эти признаки ПК-зависимости могут сочетаться с серьѐзными патологическими расстройствами личности, которые определяют устойчивость аддикции. При условии обнаружения родителями ребѐнка подобных симптомов, необходимо обратиться к специалисту.

 

Влияние компьютера на здоровье ребѐнка

(материалы психолого-педагогической консультации)

Подавляюще большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребѐнок не сможет состояться, не сможет достичь определѐн-ного положения в современном мире.

Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты интернет-сайты). Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребѐнка целиком, и он становиться зависимым.

Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей:

1. Увлеченность на стадии освоения

Признаки:

  • Долгое сидение у компьютера.
  • Высокая концентрация внимания
  • Эмоциональное возбуждение во время и после игры.

Что необходимо предпринимать родителям:

  • Настаивать на соблюдении временного режима (количество времени, которое ребѐнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).
  • Предложить ребѐнку что-то более интересное.
  • Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).
  • Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет ребѐнок.

2. Состояние возможной зависимости

Признаки:

  • Сильная погружѐнность в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3-х часов в день.
  • Снижение интереса к учѐбе, падение успеваемости.
  • Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.
  • Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).
  • Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком.

Есть у современных детей ещѐ один вид проведения досуга –компьютерные игры и интернет-чаты. Ребѐнок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и красочнее реального. Родители нередко разделяют и поощряют новое увлечение своих детей, не замечая, как их дети всѐ больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Дети начинают вести себя как настоящие наркоманы. Оставаясь один на один с компьютерным героем, ребѐнок останавливается на стадии манипуляции с объектами. В дальнейшем принцип манипулятивного общения он использует и в ситуациях реального общения с окружающими. Психологи единодушно считают, что не нужно лишать ребѐнка компьютерных игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных игр, соответствующих возрасту ребѐнка и обязательное присутствие в его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше. Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживание и сочувствие.

Первое чувство одиночества может возникать в период детства. Это происходит у ребѐнка тогда, когда он приходит к выводу, что отдельное существо. Когда внешнее окружение и внешние цели, которые ставит перед собой ребѐнок, подводят его, мир вокруг начинает рушиться, и ребѐнок оказывается наедине с внутренней пугающей пустотой–один.

Выбор между внутренней и внешней целью у ребѐнка формируется при активном участии окружающих его людей. Чем больше выбор ограничивается искусственными требованиями извне (родители, педагоги и др.), тем больше нарастает внутреннее напряжение, неудовлетворѐнность. Например, когда учат музыке при отсутствии музыкальных способностей. Напряжение переходит в чувство вражды и агрессии. Но тревога, враждебность не допускаются в сознание ребѐнка, вытесняются у поля внимания внутренней реальности. Ребѐнок учиться принимать навязанную цель и формировать защитное поведение. Каждая форма такого поведения носит оттенок социальной желательности. Но чувство оторванности и покинутости у ребѐнка остаѐтся. Поэтому даже при успешном достижении ложных навязанных целей ребѐнок глубоко внутри ощущает одиночество. Для решения данной проблемы взрослым совместно с психологом необходимо помочь ребѐнку. Как это сделать?

Во-первых, изменить отношение ребѐнка к своему одиночеству. Помочь ему посмотреть на одиночество как на ожидание перемен, возможность осмыслить прошлое. Здесь важно не оставлять ребѐнка наедине с самим собой –одиноким, а пытаться общаться с ним на его языке. Спросить ребѐнка, где он чувствует себя наиболее одиноким –среди людей или наедине с собой.

Во-вторых, помочь ребѐнку изменить отношение к себе. Указать ему на его способности, помочь развить их, чтобы привлечь к себе других детей. В результате ребѐнок станет более привлекательным, сможет вступать в отношения, чтобы отдавать, а не брать.

В-третьих, научить ребѐнка общаться с людьми, для которых привлекательны его цели. Научить его интересоваться целями других детей.

Имеется ряд причин, по которым ребѐнок приходит к аддиктивному поведению:

1.Любопытство.

2.Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все).

3.Лѐгкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение чувства ответственности.

4.Уход от неприятных эмоций

5.Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям и т.д.). В результате ребѐнок откладывает решение важных для себя проблем на потом, достигая комфортного состояния здесь и сейчас путѐм аддиктивной реализации. Другими словами, меняется личность подростка.

Наличие одной аддикции, как правило, ведѐт к возникновению другой, либо к психическим отклонениям. Например, Интернет-аддикция у несовершеннолетнего не считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серьѐзных проблем в жизни ребѐнка (трудности в общении, депрессии и т.д.).

Психолог Эрик Штайн считает, что одна из задач растущей личности –научиться отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом деле.

Зависимая аддиктивная личность имеет общие характерные черты в реальной жизни:

  • Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.
  • Признаки навязчивости.
  • Неумение сказать «нет».
  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Болезненное восприятие критики.
  • Физическое истощение (головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).
  • Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памяти, тревожные и депрессивные расстройства).
  • Материальное и духовное обнищание. Для создания психологической безопасности в образовательной среде такого рода аддикции несут косвенные потери:
  • Снижение уровня общей успеваемости.
  • Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних.
  • Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся.
  • ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде.

 В   настоящее время системность и эффективность мер по предупреждению психосоциальных расстройств, к которым относится аддиктивное поведение несовершеннолетних, связанное с компьютерной, игровой, Интернет, зависимостью, поможет педагогам, психологам, социальным педагогам, специалистам сферы психического здоровья адекватно оценить возможности первичной профилактики.

Особенности мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения:

1.Меры первичной профилактики, используемые в социокультурном контексте (культура использования масс-медиа и высоких технологий);

2.Исследование многочисленных причин психосоциальных расстройств, отличающихся по происхождению, последствиям, механизмам действия и временным параметрам.

3.Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим фактором является поведение ребѐнка.

  Использование системы первичной профилактики аддиктивного поведения среди несовершеннолетних, как одна из задач создания психологической безопасности образовательной среды сводится к воспитанию разносторонней гармоничной личности. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости

 

 

Советы  родителям по формированию игровой безопасности для детей в возрасте от 9–12 лет

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете, ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернета (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\ Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista).

В результате у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security вер-сии 7.0 со встроенным Родительским контролем.

Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?

• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

• Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернета с помощью средств Родительского контроля.

• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях вообще и особенно в Интернете.

• Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

• Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

• Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

• Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

  • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
  • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  • Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

 

Советы по организации безопасного использования компьютерной техники ребенком в домашних условиях

 Памятка для родителей

1. Установите компьютер в общей комнате, но не в детской.

2. Обеспечьте постоянный ненавязчивый контроль.

 3. Учите ребенка использовать компьютер для поиска необходимой информации, обмена письмами и выполнения других полезных функций.

 4. Не допускайте демонстрации игр с агрессивным содержанием в присутствии ребенка.

 5. Учите гигиеническим нормам взаимодействия с компьютером.

6. Минимизируйте воздействие вредного электромагнитного излучения: располагайте монитор в углу или у стены комнаты, регулярно проводите влажную уборку помещения.

7. Обращайте внимание на осанку ребенка.

8. Учите чередовать работу за компьютером с активными занятиями, подвижными играми, а также приучите ребенка регулярно выполнять профилактические расслабляющие упражнения для тела и глаз.

 9. Оговорите время игры перед ее началом и строго придерживайтесь установленного временного интервала (для младших школьников — до получаса в день, для подростков — до часа).

10. Позвольте ребенку увеличить время нахождения за компьютером во время каникул или в ситуации, когда к нему приходят гости- ровесники. Предложите ребятам поиграть в игры-стратегии и логические игры, требующие спокойного сосредоточения и размышления, но не поощряйте экшн-игры, вызывающие сильное напряжение и приводящие к состоянию стресса.

 11. Установите запрет на игры перед школой, подготовкой домашних заданий и перед сном.

12. Помните, что компьютерная игра для ребенка, в отличие от взрослых, не является антистрессовым средством или способом релаксации.

13. Не критикуйте ребенка за его страсть к играм, насильно не ограждайте от компьютера, не угрожайте и не запугивайте. Поддерживайте диалог.

 14. Всегда знакомьтесь с содержанием компьютерных игр, которые планируете разрешить ребенку.

 15. Как можно чаще создавайте увлекательную или полезную альтернативу компьютеру: совместный досуг, активный отдых, занятия в секциях, кружках и др.

 16. Если ребенок с очевидным напряжением выдерживает предложенный взрослыми режим ограничений на компьютерные игры, постарайтесь переключить его внимание на иные возможности этого устройства, например, запишите на обучающие компьютерные курсы программистов, графики, дизайна. Кибернетическая лудомания (игровая зависимость, гейминг) — это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми в сети.

 

 

Разделы сайта