Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию
- Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
- Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.
- Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
- Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
- Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Психологическая помощь детям – жертвам насилия
Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.
Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:
- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;
- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;
- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;
- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;
- коррекция «сексуализированного» поведения;
- формирование способности к самопринятию;
- выработка способности к самостоятельному принятию решений.
Этапы психологического сопровождения ребенка
Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:
Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.
Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.
Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.
Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.
Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.
Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.
Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.
Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.
Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.
Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.
Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.
Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.
Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.
раскрыть » / « свернуть